Очень важным условием при выборе необходимого типоразмера редуктора является учет характера нагрузок и условий эксплуатации (продолжительность работы, частота включений), которые определяются величиной эксплуатационного коэффициента или сервис-фактора. Правильный выбор сервис-фактора позволяет обеспечить нормальные условия функционирования и заданный ресурс работы привода.
Следующим существенным фактором нормальной работы редукторов является учет действующих радиальных и осевых нагрузок. Зачастую даже при правильном выборе редуктора по крутящему моменту и сервис-фактору возможно нарушение нормальной работы и даже выхода из строя привода из-за превышения допустимых нагрузок на входном или выходном валах. На входном валу превышение допустимой нагрузки возможно при натяжении ремней двигателя, при нарушении в работе зубчатой передачи и др. На выходном валу причиной превышения допустимой радиальной нагрузки может явиться большое расстояние точки приложения нагрузки от опорной поверхности выходного вала. Поэтому при проектировании привода необходимо стремиться к уменьшению этого расстояния, а если это невозможно, предусмотреть использование второй опоры, чтобы исключить консольную нагрузку.
В случаях воздействия заведомо больших радиальных нагрузок при выборе редуктора можно применить усиленные подшипники (например опция HDB для редукторов серии HDР). Существенное влияние на величину допустимых радиальных нагрузок оказывает конфигурация выходного вала. Например, для планетарных редукторов серии 300 значения допустимых радиальных нагрузок, в зависимости от исполнения (MC, MZ,HC/PC,HZ/PZ,FZ) может отличаться в два, три и более раз.
Необходимым условием для нормального функционирования приводов является учет термической мощности, величина которой должна быть равной или превышать фактически расходуемой механической мощности. Если это условие не выполняется, необходимо выбрать редуктор большего типоразмера или использовать принудительное охлаждение. Возможным вариантом повышения допустимой термической мощности является выбор редуктора с уменьшенным значением частоты вращения на входе - 900,700, 500 об/мин вместо 1400 об/мин.
Вариант конструктивного решения при проектировании приводов зависит и от способа соединения редукторов с двигателем. Для всех мотор-редукторов предусмотрены два варианта исполнения: компактные и со съемным двигателем. Существует и вариант исполнения редукторов с входным валом. В этом случае соединение редуктора с двигателем осуществляется посредством ременной или иной, например, зубчатой передачи. Применение ременной передачи предоставляет возможность расширить диапазон частот вращения на выходном валу редуктора за счет изменения передаточного отношения шкивов ременной передачи. Для редукторов серий HDP и HDO возможно соединение с двигателем с помощью фланцевого переходника и посредством переходника – колокола и гибкой муфты.
Для обеспечения заданного ресурса работы привода необходимо систематически проводить проверку уровня масла редуктора в зависимости от его рабочей позиции, а также производить замену масла в соответствии с указанными сроками и применять рекомендованные марки масла. При установке вне помещения необходимо обеспечить защиту приводов от воздействия атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Основные выводы:
Для повышения эффективности использования редукторов и мотор-редукторов в приводах различного назначения необходимо соблюдать следующие рекомендации:
М.С.Бундур, к.т.н., П.П.Петков, к.т.н