Москва, тел.: +7 (495) 787-07-68, [email protected]
Главный офис Санкт-Петербург, тел.: +7 (812) 331-93-33, [email protected]
ПН-ЧТ 09:00-18:00, ПТ 09:00-17:00, обед 13:00-14:00
Онлайн подбор мотор-редуктора

История развития шестерней как элементов мотор-редукторов: вчера и сегодня

15.05.2014

Редукторы – это устройства, входящие в приводы машин и оборудования и служащие для повышения крутящих моментов путем снижения угловых скоростей ведомого вала. Они стары почти так же, как и прочие механизмы, созданные человечеством. Единственная известная более ранняя “машина” - это гончарный круг. Редукторы прошли долгий путь развития, разработано множество их разновидностей: червячный, цилиндрический, конический, планетарный и др., а также мотор-редуктор - более сложная конструкция, объединяющая редуктор и двигатель.

 

Крутящий момент в редукторах преобразуется и передается с помощью механических передач. Применяются различные виды передач: цепные, червячные, кроме того, очень распространены передачи зубчатые. Основная деталь, применяемая в механизмах зубчатой передачи – это зубчатое колесо или шестерня. Представляет собой диск с конической или цилиндрической поверхностью и расположенными на равном расстоянии зубьями. Ее важнейшая функция - передача вращательных движений между валами при помощи зацепления с зубьями соседней шестерни.

 

Впервые простейшие шестерни были сцеплены друг с другом и передали вращательные движения около 3000 лет назад. В Древней Греции использовались деревянные и металлические шестерни с клинообразными зубьями. Позднее, в Римской Империи, деревянные шестерни нашли применение в работе зерновой мельницы, а металлические шестерни - во многих малогабаритных механизмах.

 

         

 

 

В эпоху Средневековья в водяных мельницах повсеместно применялись деревянные шестерни, и только в Швеции - шестерни из камня. Водяные мельницы оставались движущей силой в промышленности и в 18-19 веках. Посредством воды не только перемалывалось зерно, но и приводились в действие другие механизмы: они распиливали древесину, обрабатывали металл и дерево, перекачивали воду и т.д. Но в некоторых странах, например, в Голландии, вместо силы воды использовалась сила ветра, с помощью которой приводились в движение мельницы с деревянными шестернями.

 

Деревянные шестерни широко были распространены в 18 веке и использовались во всем мире на различных производствах (например, на ткацких фабриках, сталелитейных заводах и др.). Во второй половине 19-го века, в эпоху бурного развития электростанций, железных дорог и производств, повсеместное использование электрических моторов и паровых двигателей привело к увеличению спроса на хорошие металлические шестерни.

 

В первой половине 20-го века появились быстро вращающиеся турбины. Для них потребовались намного более надежные зубчатые передачи, чем те, что использовались для медленно вращающихся паровых турбин поршневого типа. Но наибольший спрос на шестерни возник, когда в начале 20-го века появились автомобили и грузовики с моторами (шестерни вообще не требовались в двуколках на лошадиной тяге в 19-м веке). Вскоре крупные машиностроительные компании обнаружили, что в мире нет готовых производств, способных обеспечить их зубчатыми передачами нужного качества и в необходимом количестве. В итоге у них появился стимул создать собственные мощности для производства шестерней.

 

Около 100 лет назад начали появляться и независимые компании, занимающиеся производством шестерней или созданием приводов. А в целом развитие высокоэффективных, специализирующихся на производстве зубчатых передач предприятий произошло во второй половине 20 века. Хороший пример этого - Bonfiglioli Riduttori,  компания, основанная в 1956 году. Можно сказать, что 90% технических решений в сфере зубчатых механизмов были получены в 20-м веке! А после 1970 года был сделан огромный шаг вперед, произошел такой технический рывок в машиностроении, что все технологии, развивавшиеся до этого времени, абсолютно устарели.

 

Сейчас шестерни производятся под автоматизированным и компьютерным контролем, используется автоматизированная система числового программного управления (CNC). Производительность существенно увеличилась, выросло и качество продукции. А развитие технологий в отношении состава используемых материалов дало возможность повысить износостойкость и достигнуть увеличения срока службы. Это недавнее достижение играет важную роль как для производства шестерней, так и для оборудования, с помощью которого они нарезаются и затачиваются.

 

Ранее номинальные характеристики принимали за основу безопасные изгибные напряжения и напряжения при контакте зубьев. Номинальные характеристики шестерней, подшипников и валов в настоящее время основываются на возможности поломки конкретной продукции, когда элемент шестерни подвергается самым разнообразным нагрузкам (например, начиная от ненагруженного состояния и до полной нагрузки, а также работе при различных температурах). Вязкость смазки, добавки и первичная молекулярная структура масла - все это влияет на то, как хорошо смазка противостоит износу и степени потери трения в зацепляющихся шестернях или роликовых подшипниках. Большая часть тех составов, что применяются сегодня, были неизвестны еще 25 лет назад.

 

В аэрокосмической сфере, например, сейчас используется нестандартное синтетическое масло, которое способно выдерживать температуры до 315’С (600’F). Для воздушных судов, работающих в вакууме космического пространства, успешно применяются очень необычные составы и покрытия, которые имеют свойство не терять вес при испарении. Если говорить о сфере промышленности, то сейчас возможно даже рассчитать толщину упругогидродинамической масляной пленки, отделяющей контакт двух шестерней или шариков в подшипнике от кольца, по которому они катятся.